история войн и военных конфликтов


Разделы

Главная страница » Новое время » Новое время » Главные военно-морские экспедиции восставших греков 1821-1827 годов: некоторая статистика

Главные военно-морские экспедиции восставших греков 1821-1827 годов: некоторая статистика

Судоходство сыграло ключевую роль в исходе Греческой войны за независимость, став одной из важных опор восставших греков на военном, экономическом и политическом фронтах. Это было самое важное концентрированное оружие, которое распространило и удержало революцию на Архипелаге и в Ионическом море. В то же время она оставалась наиболее производительной силой повстанцев, приносящей доход государству и местным общинам за счет торговли, каперства и пиратства. Несмотря на его важность, было проведено минимальное исследование, а предпринятые на эту тему исследования и литература об истории войны на море во время греческой революции ограничивается узким повествованием, основанным на событиях, с акцентом на военные действия и три острова - Гидру, Спецес и Псара , игнорируя прибытие сотен судов с других островов и прибрежных городов восставших районов.

Греки, подданные османского султана, когда они восстали, имели сравнительное преимущество перед своими правителями. Накануне обретения Грецией независимости они владели крупнейшим торговым парусным флотом в Восточном Средиземноморье и на Черном море, перевозившим в основном зерно с Востока на Запад. Торговый флот греков, османских подданных и с Ионических островов состоял из 1000 грузовых парусных судов средней вместимостью 125 тонн, которые принадлежали примерно 1800 судоходным семьям, основанным в 40 морских сообществах, наутотопои, Эгейского и Ионического морей, с примерно 17 000 моряками. За исключением Ионических островов и нескольких островов Эгейского моря, в революции приняли участие около 25 наутотопов, которым принадлежало более 700 больших парусных судов с примерно 13 000 матросами или 76% экипажей и две трети кораблей.

Капитаны торговых судов, принимавшие участие в войне за независимость, были очень опытными моряками, которые десятилетиями бороздили неспокойное Средиземное море во время Наполеоновских войн. Они плавали по опасному морю, где им приходилось сталкиваться с берберийскими корсарами, североевропейскими каперами, а часто и с британским, французским или американским флотами. Их корабли плавали в основном под османским флагом, нейтральным флагом среди западноевропейских воюющих сторон, и снабжали Запад зерном с Востока. На море господствует закон сильного. Греческие торговые суда были оснащены пушками в то время как их экипажи были вооружены пистолетами, карабинами, винтовками и ножами.

Первым вкладом судоходства в национальное дело стало формирование первого греческого революционного военно-морского флота. Революция разразилась в марте 1821 году на Пелопоннесе, в Румелии, и постепенно она распространилась по морскому пространству Эгейского моря, Коринфского залива и Ионического моря. Помимо ионического флота, который принадлежал к британской юрисдикции, почти все процветающие наутотопои османского владычества присоединились к революции.

Количество более чем 700 грузовых торговых парусных судов наутотопои, принявших участие в революции, распределяется следующим образом: на османской территории в Ионическом море и Коринфском заливе наиболее важным наутотопосом был Галаксиди (101 парусное судно), за которым следовали флоты Мессолонги и Этолико; в регионе на западе Эгеиды: Гидра (112) и Спецес (56 кораблей) лидировали, за ними следовали флоты Краниди, Айгины и Пороса, а также Спорад (в основном Скопелос и Трикери); в Центральной части Эгейского моря наиболее важным флотом был флот Санторини (35 кораблей), за которым следовали Миконос, Андрос, Тинос, и Крит; в восточной части Эгейского моря у Псары (78 кораблей) был самый большой флот, за которым следовали Касос, Патмос, Самос и Кастеллоризо, а также важные флоты прибрежных городов Айнос (Фракия), Кидонис и Чесма на побережьях Малой Азии. Кроме того, в собственности находилось еще примерно 300 торговых судов судовладельцев с Ионических островов, которые находились под британской юрисдикцией. Негласный вклад ионического судоходства в национальное дело до сих пор не проанализирован и даже не упомянут.

Поэтому не случайно, что первый греческий революционный военно-морской флот был сформирован флотами крупнейших морских центров Османского владычества: Галаксиди в Коринфском заливе, Гидры и Спецеса в западной части Эгейского моря и Псары и Касоса в Восточной части Эгейского моря. Во время борьбы за независимость Гидра, Спецес и Псара взяли на себя ведущую роль на политическом, экономическом и военном уровнях. Именно этот "флот из трех островов" сохранился в национальной исторической памяти как единственный, кто участвовал в революции. Греческая историография пренебрегла Галаксиди, который был разрушен в сентябре 1821 года в самом начале революции. Кидониус, морской центр, также был разрушен в июне 1821 года, а Касос был разрушен в июне 1824 года вместе с Псарой. Однако в действительности на три так называемых “Морских острова” вместе взятых приходилась лишь треть общего торгового оборота революционеров. Они пользовались полной поддержкой флотов всех других наутотопов, западного, центрального и восточного секторов Эгейского и Ионического морей. Они вносили налоги и капитал за счет сбора средств, а также человеческий капитал, моряков, брандеры, которые оказались главным оружием греческого военно-морского флота, вспомогательные суда в морских экспедициях, каперский флот для блокады, а также сотни малых и крупных судов, которые обеспечивали поставки и связь и совершали набеги на Османскую Империю. нереволюционные корабли, которые ослабляли морские силы противника. В военно-морских операциях греческий военно-морской флот не мог напрямую противостоять военно-морскому флоту Османской империи ни в одном крупном морском сражении. Османский военно-морской флот был регулярным флотом с офицерами, подготовленными в соответствии с западноевропейскими стандартами, и состоял в марте 1821 года из 81 военного корабля, из которых 30 были линейными кораблями. Точнее, османский флот состоял из 4 трехпалубных кораблей, то есть с тремя рядами пушек, несущих в общей сложности 120 пушек; 3 двухпалубных кораблей, несущих 80 пушек; 12 фрегатов с 74 пушками и десяти фрегатов с 50 пушками. Эти корабли были спроектированы для военно-морской тактики, известной как "линиейная", при которой две колонны каждого флота, одна за другой, атаковали друг друга залпом своего бортового залпа. Османские корабли императорского флота были высоки "как горы" рядом с маленькими бригами." На самом деле, если бы они столкнулись с османскими кораблями в противоположной колонне, дальнобойность орудий бригов не смогла бы даже коснуться этих гигантов. Как они докладывали австрийским капитанам, "мы не можем атаковать имперский флот, поскольку наши пушечные ядра не могут долететь до их кораблей, в то время как они могут поразить нас".

Итак, они избрали другую тактику. Греческий военно-морской флот представлял собой нерегулярный флот, ежегодно состоящий в среднем из 40 частных "зерновых" торговых судов, перевозивших от 4 до 20 пушек каждое и в среднем 7 брандеров. Из-за неполноценности своих судов они прибегли к войне на истощение; они преследовали и нападали на части османского флота в различных 10 морских регионах. Таким образом, "морские сражения", упоминаемые в греческой историографии, по сути, являются мелкомасштабными боями, а не полноценными сражениями между двумя равными противниками на линейных кораблях. Тем не менее, успешная тактика греков "ударь и беги" вынудила османский военно-морской флот формировать конвои снабжения в сопровождении военно-морского эскорта. Основной задачей греческого военно-морского и каперского флотов был перехват османских линии снабжения (например, к замкам на Пелопоннесе, таким как Нафплион в 1822 году), снабжение городов, находящихся в осаде османами, таких как Мессолонги (1823-1826), поддержка восстаний на островах, таких как Крит (Суда 1822), защита островов от взятия османами, как в случае с Самосом (битва при Геронте в 1824 году) и Гидре (битва при Каво д'Оро в 1825 году), или разгром вражеского флота в их родных водах (Александрия 1825,1827).

Год Число основных экспедиций Среднее число судов в экспедиции Среднее число брандеров в экспедиции Продолжительность экспедиции в месяцах
1821 3 88 6 2
1822 5 44 6 6
1823 5 23 4 6
1824 4 33 8 6
1825 7 32 7 6
1826 3 31 12 4
1827 3 25 5 7
Итого, в среднем: 30 40 7 5

Самым большим страхом османов на море были греческие брандеры. Было подсчитано, что с 1821 по 1827 год во всех экспедициях было использовано 112 брандеров, из которых 96 были израсходованы во время экспедиций. Из них 65 были из Гидры, Спецеса и Псары. Остальные 36 были с Касоса, Лемноса, Лесбоса, Хиоса, Самофракии, Скопелоса, Санторини, Кастеллоризо, Сирос, Эгина и Кефалония, что показывает степень участия всех наутотопоев в общем деле. Остальные были кораблями, которые были захвачены у османов и/или австрийцев и переоборудованы в брандеры. В 1821-1827 годах было проведено 30 основных морских экспедиций. Греческий военно-морской флот нацелил свою деятельность на нарушение основных маршрутов османского императорского военно-морского флота, к которому с 1822 года присоединился египетский военно-морской флот, объединивший Алжирский и Тунисский флот. Основные маршруты османско-египетского военно-морского флота пролегали по оси Стамбул-Александрия, чтобы охватывать крупные восточные острова Эгейского моря от Лесбоса до Родоса и Крита; снабжать замки и города Эвбеи и восточного Пелопоннеса; а также западное побережье Пелопоннеса до залива Патры.

Целью Временного правительства было иметь в строю флот из 60-65 судов, но это оказалось возможным только в определенные периоды времени и в нескольких экспедициях. Средний флот каждой экспедиции в течение семи лет с 1821 по 1827 год составлял 40 судов. Что также примечательно, так это увеличение числа брандеров, которые использовались в каждой экспедиции, достигнув кульминации в 1826 году до 12 в каждой экспедиции.

Экспедиции обычно проводились летом, с мая по сентябрь, и очень редко - в зимние месяцы, главным образом для снабжения Мессолонги. Очевидно, что это были частные корабли с островов Эгейского моря,
предназначенный для торговли зерном и вооруженный несколькими пушками, которые действовали как военные корабли во время восстания. Однако основной состав греческого военно-морского флота, сформированный судами Hydra, Spetses и Psara, состоял в среднем из 40 частных судов, зафрахтованных центральным правительством. Это была небольшая часть, около 6%, из 700 торговых парусных судов, принадлежавших грекам, которые использовались в качестве военно-морских судов в течение ограниченного времени и для особых целей. Здесь возникает вопрос: что делали эти необъяснимые суда? Они занимались либо каперством, либо торговлей.

Греческое восстание 1821-1829 годов

Временное правительство Греции с самого начала восстания последовало западной практике введения блокады и выдачи каперских паспортов. Оно ввело блокаду в 1822 году, было введено эмбарго на поставки в османские замки, что повысило спрос на поставки. Таким образом, десятки австрийских и других западноевропейских капитанов пытались нарушить эмбарго и доставить припасы османам. Когда на них напали греческие каперы, они восприняли их как пиратов и потребовали компенсации. Нужно понимать, что Греческая Революция не была признана законным восстанием западными странами и особенно Священным союзом в первые годы войны. Признание британцами греков воюющими сторонами 25 марта 1823 года стало поворотным моментом, за которым молчаливо последовали другие европейские нации. Однако французы, австрийцы и русские не признавали легитимность греческих каперов и относились к ним как к пиратам. С экономической точки зрения каперство уравновешивало расходы Греции на военно-морской флот. Согласно приблизительным подсчетам, количество законных призов до распределения составляло около 3,5-4 миллионов пиастров за период 1824-1827 годов. В 1827 году соединенная эскадра Великобритании, России и Франции разгромила при Наварине египетско-турецкую эскадру, фактически выступив на стороне греков. В 1827-1828 годах греческое пиратство значительно активизировалось. В тоже время, греческое правительство пыталось ввести его в правовые рамки, был основан Призовую суд, рассматривающий претензии на действия каперов. 29 октября 1829 года братья Мавромихалис были оштрафованы на 50 тысяч франков за захват сардинского судна с французским грузом, шедшего с Крита в Триест. Это стало одной из причин убийства 27 сентября 1831 года в церкви Святого Спиридона в Нафплионе правителя Греции Иоанниса Каподистрии.

Третьим способом, которым судоходство внесло свой вклад в дело Греции, было морское судоходство, которое, с одной стороны, продолжало перевозку товаров и припасов воюющим сторонам, а с другой - обеспечивало средства к существованию местным морским сообществам. Начало восстания привело к сокращению трафика греческих судов в западные порты. Зато не прерывалось греческого судоходство на Черном море, в Одессу и Таганрог заходили сотни судов под русским, австрийским и британским флагом. Продолжение черноморской торговли, несмотря на продолжающуюся войну, имело решающее значение для Османов для обеспечения поставок продовольствия в столицу империи, а русским для поддержания своей экономической активности в Средиземноморье и Западной Европы.

В период с 1822 по 1826 год почти 300 ионических судов ежегодно соединяли острова с противоположным побережьем, Пелопоннесом и островами Эгейского моря. Благодаря их нейтральному положению
ионические корабли на самом деле перевозили товары для обеих воюющих сторон.

Надлежащие условия ведения войны и повышенный спрос на морской транспорт для перевозки провизии, солдат и боеприпасов через театр военных действий привели к появлению второго рынка морских перевозок, то есть транспортных услуг. Корабли могли бы быть зачисленным на службу Временному правительству за постоянную плату, которая сильно варьировалась в зависимости от опасностей транспортировки. Например,
перевозка продовольствия и боеприпасов стоила от 400 до 7000 пиастров в месяц, в то время как ежемесячная плата за участие в осаде оценивалась в пределах от 3500 до 10 000 пиастров.

В апреле 1827 года Третье национальное собрание Греции приняло решение о формировании Национального Флота, то есть формирование флота, принадлежащего государству, со специальными кораблями, доступными для военных экспедиций в течение всего года. 16 марта 1827 года, британский адмирал Томас Кокрейн был назначен главнокомандующим всеми военно-морскими силами с задачей организовать регулярный военно-морской флот. Кокран потребовал, чтобы новый Военно-морской флот должен был состоять из кораблей с паровым двигателем, что было новой технологией. Благодаря первым национальным займам было заказано шесть пароходов, из которых только три прибыли в Грецию в конце войны или после нее; самый известный из них - "Картерия" под командованием Ф. Гастингса. "Картерия" и фрегат "Эллада", прекрасный парусный корабль с 64 пушками, построенный в Нью-Йорке по заказу греческой временной администрации, принимали участие в экспедициях летом 1827 года.

Военно-морской флот, каперы и транспортники "сшивали" новое государство в единое целое.

Источники и литература:

Harlaftis Gelina, Galani Katerina The sea and nation-building: Between a privately-owned merchant fleet and a revolutionary National Navy, 1821-1827 \\ The Greek Revolution in the Age of Revolutions (1776-1848) Reappraisals and Comparisons - Routledge, 2021 (Routledge Studies in Modern European History), 203-215

Phillips Alison W. The War Of Greek Independence 1821-1833 - London, 1897

Kitromilides Paschalis M., Tsoukalas Constantinos The Greek Revolution: A Critical Dictionary - Belknap Press, Harvard University Press - 2021

Андриенко В. До и после Наварина - Москва, АСТ, 2002

Андерсон Р. Сражения великих держав в Средиземном море. Три века побед и поражений парусных флотов Западной Европы, Турции и России. 1559–1853 - Центрполиграф, 2021. 640 с. (Всемирная история)

Борьба Греции за независимость СПб., 1863

История девятнадцатого века от времени Венского конгресса / Соч. Г. Гервинуса; Пер. под ред. М. Антоновича. Т. 1- VII. Восстание и возрождение Греции

История вмешательства России, Англии и Франции в войну за независимость Греции - СПб., 1863

Исторический очерк народной войны за независимость Греции и восстановление королевства, при вмешательстве великих держав - СПб., 1867

Шпаро О. Б. Освобождение Греции и Россия. 1821-1829. М.: Мысль. 1965.